Техстанция «Можайка»
(495) 727-40-30, 978-59-85
Контакты



   
   
   
 
  
 

Автокондиционеры − история, устройство, эксплуатация

Автомобильный кондиционер


Автомобильный кондиционер — это система обеспечения и поддержания оптимальных параметров воздушной среды в автомобилях, очистки забираемого извне салона воздуха для вентиляции от окиси свинца и выхлопных газов.

История

Об автомобильных кондиционерах разговаривают сейчас как о продукте последних нескольких лет. Популярность их пришла с массовым внедрением производителями автомобилей систем кондиционирования воздуха в салонах своих продуктов. Но автомобильные кондиционеры известны уже не одно десятилетие. Просто в массовости их установки не было нужды. Экология прошлого века не была на высоком уровне, но именно в наши дни загрязнение воздуха достигло критической отметки. Установка кондиционера в автомобиль порой является шагом сохранения здоровья.

Первые известные примеры о системах кондиционирования воздуха относятся к 50-м годам XX века. В СССР еще в 1958-м году по приказу генсека Никиты Хрущева начались технические разработки автокондиционеров. Но предполагаемый продукт не должен был стать массовым. Планировалась их установка лишь на автомобили представительского класса. Как все продиктованное "сверху", автомобильные кондиционеры не заставили себя ждать. Уже в 1960-м году появляется опытные образцы полностью собранные из отечественных материалов и комплектующих. Через год первая система автокондиционирования была установлена на личный автомобиль Хрущева. Дальше установки кондиционеров на представительский транспорт дело не пошло. Планировалось устанавливать авто кондиционеры и на серийные модели, которые имели конструктивные возможности для этого. Но единственными транспортными средствами, получившими кондиционеры, стали карьерные "БелАЗы" в конце 80-х годов.

Следующий заметный этап массовости автокондиционеров относится к 90-м годам все того же XX века. В странах постсоветского пространства стали появляться подержанные авто из Европы. Там вопрос кондиционирования салона получил достойное решение. Автомобили известнейших марок обладали заветной системой.

Устройство и принцип действия

Как любое техническое средство, узел или механизм, система кондиционирования воздуха для автомобилей имеет специфическое данному виду оборудования устройство.

Автомобильный кондиционер состоит из компрессора, конденсатора-радиатора, ресивера-осушителя, терморегулирующего расширительного клапана и испарителя.

Компрессор служит цели сжатия рабочего тела — газа — до давления в 15 атмосфер. Конденсатор-радиатор необходим для охлаждения газа и переведения его в жидкое состояние. Ресивер-осушитель служит для очистки газа от влаги и предотвращения тем самым замерзания расширительного клапана. Расширительный клапан в свою очередь регулирует подачу газа в испаритель. А уже в испарителе реализуется основная задача всей системы — охлаждение воздуха путем отбора из него тепла газом при расширении.

Рабочее тело

Рабочим телом в системе кондиционирования салона автомобиля является хладагент фреон — газ, обладающий хорошими термодинамическими и теплофизическими характеристиками. Традиционным считается использование газа марки R12. Но ученые установили взаимосвязь увеличения озоновых дыр и содержания этого газа в воздухе. Поэтому международными организациями было принято соглашение об использовании других менее вредоносных газов, обладающих свойствами, не уступающими R12.

В наши дни около 90% кондиционеров используют хладагент R22. Альтернативой R22 служат R134а, R407с и R410A. Влияние хладагентов на озоновый слой оценивается по 13-бальной шкале. Индекс 0 присваивается озонобезопасным хладагентам, 13 — озоноразрушающим. Таким образом, озоноразрушающий потенциал R12 равен 1,0; R22 — 0,05; R134а — 0; R407C — 0. Естественно выбор газа в качестве рабочего тела кондиционеров, безусловно, падает на наименее вредоносные. Но есть некоторая зависимость озоноразрушающего потенциала и термодинамических свойств хладагента. И, к сожалению, она обратно пропорциональна — чем выше безопасность газа, тем хуже свойства газа в качестве рабочего тела холодильных установок и кондиционеров.

Эксплуатация и устранение неисправностей

Эксплуатация систем кондиционирования воздуха для автомобилей сопряжена с массой нюансов. Кондиционер — достаточно сложная и хрупкая система. Обращения она требует бережного. О механических воздействиях и сильных вибрациях речь не может идти. В силу своей конструкции, автокондиционер содержит в себе резервуары, трубки и фитинги достаточно малого сечения и толщины стенок. Их повреждение может повлечь за собой как малые утечки фреона, так и полное его испарение из системы. Подвержены неисправностям и электрические и механические узлы компрессора. В зимнее время, когда как таковой нужды в охлаждении воздуха нет, компрессор зачастую простаивает. Резиновые уплотнения именно во время этих длительных простоев в значительной мере подвержены разрушению. Поэтому производители советуют регулярные теплые пуски (при температуре агрегата выше +5 градусов Цельсия) для предотвращения подобных неисправностей.

Медные трубки радиатора также в значительной мере подвержены разрушению в зимний период. Использование солей для посыпания улиц не самым лучшим образом сказывается на металлических частях кондиционера.

В летний же период времени решетка радиатора может забиваться пылью, тополиным пухом, насекомыми. Вследствие этого вентиллируемость снижается, а за ней снижается и общий КПД агрегата. Тополиный пух засоряет воздушные фильтры, способствует циркуляции в системе воздухоподготовки вредных здоровью человека частиц.

На автосервисах автомобилистам могут предложить услуги диагностики систем кондиционирования и устранения неисправностей. Наиболее прогрессивный метод, который используют на сегодняшний день — ультрафиолетовое сканирование узлов и частей автокондиционера на предмет утечек хладагентов. Такой метод позволяет обнаружить даже микротрещины в трубках и фитингах замкнутой системы циркуляции фреона.

Иносервис — заправка авто кондиционеров.